Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Колосок» п. Орловский
Рабочая программа дополнительного образования
кружок «Веселые прописи»
подготовительная группа
на 2024 – 2025 год
Воспитатель: Торосян Т.Г.
п. Орловский
2024г.
1. Пояснительная записка
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых
систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже
давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих
отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной
памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное
развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна
именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому
в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как
рисование по клеточкам в тетради, штриховка цветными гелиевыми ручками
изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в прописях для
дошкольников.
Актуальность
Использование нетрадиционных современных подходов, оригинальных
способов в развитии руки ребенка;- систематическая, целенаправленная работа
по подготовке руки дошкольников к письму.
Цели: Помочь детям старшего дошкольного возраста подготовить руку к
письму и сформировать определенные графические навыки для овладения
базовыми навыками каллиграфии в школе.
Задачи:
1. Развитие ручной
сосредоточенности.
умелости,
глазомера,
аккуратности,
внимания,
2. Развитие пространственной ориентировки детей на листе бумаги.
3. Развитие чувства ритма, умение согласовывать темп и ритм движений, слово
и жест.
4. Развитие изобразительных и графических умений детей в процессе
изобразительной деятельности и с помощью графических упражнений.
2. Учебный план
Возрастная Продолжительность Периодичность Количество Количество
группа
занятия
в неделю
в месяц
в год
5-6 лет
25 минут
1
4
32
6-7 лет
30 минут
1
4
32
3. Календарно-тематический план:
ноябрь
октябрь
№
Тема
1
Вводная беседа.
неделя
2
Пальчиковая
неделя гимнастика «Вышел
дождик погулять»
Рисование точек
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Вышел
дождик погулять
Рисование точек и
крестиков
4
Пальчиковая
неделя гимнастика «Вышел
дождик погулять
Рисование коротких
вертикальных линий
Закрепление
пройденного материала
5
Пальчиковая
неделя гимнастика «Вышел
дождик погулять
Рисование коротких
вертикальных линий
Закрепление
пройденного материала
1
Гимнастика для глаз
неделя Речевая игра с
муз.инструментами
«Листопад»
Рисование коротких
горизонтальных линий
2
Рисование длинных
неделя вертикальных линий
Речевая игра с
муз.инструментами
«Казачья семья»
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Осень»
Речевая игра с
Количество Планируемая Фактическая
часов
дата
дата
25 мин(ст.гр.)
1.10.24
30 мин (подг.гр)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
7.10.24г
14.10.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
21.10.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
28.10.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
5.11.24г
11.11.24г
18.11.24г.
4
неделя
1
неделя
декабрь
2
неделя
3
неделя
4
неделя
январь
1
неделя
2
неделя
муз.инструментами
«Казачья семья»
Рисование длинных
горизонтальных линий
Гимнастика для глаз
Рисование длинных
горизонтальных линий в
чередовании с
вертикальными
Закрепление
пройденного материала
Пальчиковая
гимнастика «Елочка»
Рисование наклонных
линий
Речевая игра «Веселый
язычок»
Закрепление
пройденного материала
Пальчиковая
гимнастика «Елочка»
Речевая игра «Веселый
язычок»
Рисование уголков
Пальчиковая
гимнастика «Где обедал
воробей»
Штриховка (раскраска)
Пальчиковая
гимнастика «Где обедал
воробей»
Речевая игра «Веселый
язычок»
Штриховка (раскраска)
Пальчиковая
гимнастика «Где обедал
воробей»
Штриховка (раскраска)
Закрепление материала
Речевая игра с
муз.инструментами
«Снег»
Упражнение в
прописи. (дорисуй
линии и елочки)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
25.11.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
2.12.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
9.12.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
16.12.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
23.12.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
30.12.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
13.01.22г
февраль
март
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Подарки»
Графическое
упражнение «Дорожки»
Массаж рук
карандашом
4
Речевая игра с
неделя муз.инструментами
«Снег»
Штриховка (раскраска)
Закрепление материала
1
Пальчиковая
неделя гимнастика «Подарки»
Продолжи
узор (прописи)
Игра «Волшебный
мешочек»
2
Гимнастика для глаз
неделя Рисование по клеточкам
машины (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Подарки»
Рисование по клеточкам
ракеты.
Массаж рук
карандашом
Штриховка (раскраска)
4
Речевая игра с
неделя муз.инструментами
«Снег»
Штриховка (раскраска)
Закрепление материала
1
Речевая игра «Веселый
неделя язычок»
Работа в прописях
(листики, вишенки)
Штриховка (раскраска)
2
Речевая игра с
неделя муз.инструментами
«Пчелы водят хоровод»
Выкладывание узора из
счетных палочек.
Рисование по клеточкам
" Корабль"
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
20.01.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
27.01.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
3.02.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
10.02.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
17.02.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
24.02.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
3.03.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
10.03.24г
апрель
май
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Апельсин»
Работа в прописях.
Штриховка (раскраска)
4
Гимнастика для глаз
неделя Штриховка (раскраска)
Рисование по клеточкам
"Апельсин"
Закрепление материала
1
Речевая игра «Солнце
неделя или дождик»
Рисование по клеточкам
-цветок (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
2
Речевая игра с
неделя муз.инструментами
«Пчелы водят хоровод»
Штриховка (раскраска)
Дорисуй
узор" (пропись)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
17.03.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
24.03.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
1.04.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
7.04.24г
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Апельсин»
Графическое
упражнение
«Допиши» (пропись)
Рисование по клеточкам
белочки
4
Гимнастика для глаз
неделя Работа в
прописях. (дорисуй
рыбок по образцу)
Закрепление материала
1
Речевая игра «Солнце
неделя или дождик»
Рисование по клеточкам
-грибок (тетрадь)
Штриховка (раскраска)
2
Речевая игра с
неделя муз.инструментами
«Пчелы водят хоровод»
Штриховка (раскраска)
Рисование по клеточкам
"зайца" (тетрадь)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
14.04.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
21.04.24г.
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
28.04.24г
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
12.05.24г
3
Пальчиковая
неделя гимнастика «Апельсин»
Работа в прописях.
Штриховка (раскраска)
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
19.05.24г
4
Гимнастика для глаз
неделя Работа в прописях
Штриховка (раскраска)
Закрепление материала
25 мин(ст.гр.)
30 мин (подг.гр)
26.05.24г.
4. Содержание изучаемого курса
1. В программу включены упражнения, направленные на:
• повышение уровня активации больших полушарий мозга;
• развитие мелкой моторики и тактильной (кожной) чувствительности рук;
• развитие пространственных представлений;
• расслабление, нормализацию мышечного тонуса;
• массаж рук с различными предметами и обучение детей самомассажу рук;
Данная программа может быть полезна для воспитателей, родителей в качестве
развивающих занятий, а также может быть использована в коррекционной работе
с детьми.
Сроки реализации: с 1 октября 2024г. по 31 мая 2025года
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня
продолжительностью 25 минут предназначена для работы с детьми 5 -6 лет, 30
минут для работы с детьми 607 лет.
1. Возрастные особенности детей 5-6 лет, 6-7 лет
• Функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение
запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация
движений пальцев. Наблюдается быстрая утомляемость.
• Не сформированность навыка работы с пишущими предметами, когда
маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате
орудия труда (карандаша, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего
предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
• Неправильная поза при рисовании и письме – это приводит к быстрому
утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор.•
Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство
зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и
быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.
2. Организация детского внимания;
Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной
задачи и совместное решение (10-15 мин);
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения,
самостоятельная работа с материалом.)
Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, оценивание
участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий
раз);
3. Ожидаемые результаты:
К концу учебного года в старшейи подготовительной группепредполагается
развитие и совершенствование у детей:
• мелкой моторики рук (гимнастическое развитие,зрительно-моторные
координации: развитие техники рисунка, овладение штриховкой);•крупных
движений и умения владеть своим телом;
• пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в
пространстве – на примере собственного тела);•активной речи, словарного
запаса;• мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;•
навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять
словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
4. Организационно педагогические условия
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми старшего
(5-6), подготовительного (6-7) дошкольного возраста. Программа предполагает,
как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых
мероприятий.
Организация образовательного процесса:
1. Подгрупповая (до 12 человек) с осуществлением дифференцированного
подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей
детей. Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
2. Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не
превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями
возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами»:
25 минут - старшая группа (5 -6 лет),
30 минут – подготовительная группа (6-7 лет)
Режим кружковой деятельности:
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут в старшей группе, 30 минут
подготовительной.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-тематический план
4. Содержание изучаемого курса
5. Организационно – педагогические условия
6. Список литературы