Преемственность между МБДОУ детский сад № 2 "Колосок" и МБОУ ОСОШ № 3
23.12.2021
Тема: «Край Донской – земля родная»
Цель: Продолжать знакомить с бытом и традициями.
Задачи:
Продолжать пополнять знания детей об истории, быте, традициях донского казачества;
- развивать чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, смелых, гордых и удалых;
- пополнить словарь детей новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону;
- учить понимать и объяснять значения этих слов, уметь правильно употреблять их;
- отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь. Учить последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Материал: казачья горница (рушники, лавки, половички и т.д.), костюмы для детей (казаков и казачек), иллюстрации уборки урожая,
Предварительная работа: чтение худ. литературы, разучивание р.н.и. в которые играли их отцы и деды, разучивание песен, танцев, хороводов, зазывалок, беседы «Кто такие казаки», «Игры казачат», рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков.
(В приоткрытую дверь отдают конверт)
Восп.: Кто-то бросил в двери к нам,
Посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишка
Пролетая обронил?
Может кто письмо, как мышку
В двери к нам заманил?
(открываю конверт)
Восп.: Ребята, давайте узнаем, что в конверте.
Да там загадка!
Бьют меня ногами
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять.
(дети отгадывают: земля)
Восп.: Правильно, это загадка о земле. И мы с вами сейчас вспомним:
- что люди делают весной на земле? (сеют, сажают и т.д.)
Восп.: А какое время года будет за весной? (ответы детей)
Восп.: А какое время года будет за летом? (осень)
Чем славится осенняя пора? (сбором урожая)
А какие работы ведутся осенью на земле? (ответы детей)
Восп.: И следующее время года, какое? (зима)
- Что происходит с землёй в зимнее время? (ответы детей)
Восп.: Молодцы. Ребята, а вы знаете какой завтра будет праздник? (ответы)
Правильно, Международный день Земли – праздник чистой воды, земли, воздуха.
Восп.: Как называется земля, на которой мы с вами живем? (Донская)
Ребёнок: Мы живём на Дону
Где сады и поля
Где воркует голубка у родного крыльца
Где большое село рано с солнцем встает
До заката на поле хлеб России даёт.
Ребёнок: Хороши Донские просторы
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море
Край казачий – Родина моя!
Восп.: Наша Донская земля чудесная кладовая. Что же выращивают на нашей донской земле вы узнаете из загадок.
Хоть чином не хан
На голове-султан,
И с золотом кубышечки
Запрятаны под мышечки. (кукуруза)
Вполе – метелкой
В мешке жемчугом (пшеница)
В огороде у дороги
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи (подсолнух)
Восп.: Ребята, а сейчас я вам покажу как красива Донская земля весной (смотрим на компьютере)
Восп.: А скажите мне, ребята, что сейчас делают ваши родители на огороде (ответы детей)
И я вам предлагаю немножко потрудиться, посеять семена для рассады цветов, которые потом мы высадим с вами на клумбы на участке детского сада (работа с землёй) (во время работы обратить внимание на качества и свойства земли)
Восп.: Потрудилась детвора
отдохнуть вам не пора?
Есть для вас у меня игра (игра с мячом)
- Кто живёт на земле? (животные, насекомые, цветы, ягоды)
- Кто живёт под землёй (червяки, жуки, кроты)
- Кто летает над землёй (птицы, насекомые)
- Когда на улице светло? (днём)
- Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения)
- Для чего нужен воздух? (дышать)
Восп.: Ребята, а как на Дону отдыхали казаки после работы (посиделки)
(хозяйка сидит в горнице)
Реб.: Хозяйка, ты дома?
Хоз.: Дома, дома.
Реб.: Выдь на час, дело до тебя имеем.
Хоз.: Сейчас полушалок накину (выходит). Здорово дневали, станичники.
Дети: Слава Богу!
Хоз.: Какое дело до меня имеете?
Реб.: Атаман просил, чтобы ноня сиделки до себя пустила, у тебя курень просторный.
Хоз.: Ну что ж уважу атамана. Вам веселье, да и мне утеха. Зовите своих друзей.
Реб.: Эй, казаченьки-подружки
Веселушки-хохотушки!
Реб.: Казаки-молодцы! Озорные удальцы!
На сиделки все идите.
Хозяйка: Ну, что девчата, стол сбирайте, а вы казаки лавки расставляйте (девочки расставляют посуду, ставят лавки)
Хозяйка: Удобно ли вам гости дорогие,
Всем ли места хватило?
Реб.: Гостям то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяюшке?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде.
- Спросить у вас хочу, чем заняты были? (ответы детей)
Хозяйка: О земелюшке-кормилице говорили?
А знаете пословицы, поговорки о земле?
Ребёнок: Давайте вместе Землю украшать
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Богатство Донской земли»
Цель: Углублять знания детей о жизни наших предков. Продолжать знакомить с бытом и традициями.
Задачи: Продолжать пополнять знания детей об истории, быте, традициях донского казачества;
- способствовать формированию у детей представления о себе как о человеке Дона;
- развивать чувство гордости за принадлежность к роду казаков – людей вольных, смелых, гордых и удалых;
- пополнить словарь детей новыми словами и выражениями, бытующими только на Дону;
- учить понимать и объяснять значения этих слов, уметь правильно употреблять их;
- отрабатывать лексико-грамматические категории, развивать связную речь. Учить последовательно и грамотно излагать свои мысли.
- обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу; умение воспроизводить рисунок нетрадиционными способами.
Материал: казачья горница (рушники, лавки, половички и т.д.), костюмы для детей (казаков и казачек), иллюстрации уборки урожая, оборудование для рисования.
Предварительная работа: чтение худ. литературы, разучивание р.н.и. в которые играли их отцы и деды, разучивание песен, танцев, хороводов, зазывалок, беседы «Кто такие казаки», «Игры казачат», рассматривание иллюстраций о жизни и быте казаков.
Ход занятия:
Занятие проводится в музыкальном зале, где расположена импровизированная «Казачья горница» «Мастерская».
Дети входят в народных костюмах с элементами казачьего стиля.
Вед: (в костюме казачки)
- Здравствуйте ребятишки девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие.
- Ребята, посмотрите, как изменился наш муз.зал похож стал на казачью горницу.
- Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно вас жду, поджидаю разговор не начинаю.
- Для дорогого гостя и ворота настежь
Дети: «Видим, что рады вы нам»
Вед: Хорошему гостю хозяева завсегда рады!
Коли с добром пришли, так милости прошу к нашему шалашу.
Дети: (отвечают на приветствие пословицами)
- Хозяюшка в дому, что оладышек в меду.
- Много гостей, много и новостей.
- Не красна изба углами, а красна пирогами.
Вед: «Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Каравай мы вам подносим
Поклоняясь, отведать просим»
Дети: ребенок берет каравай, благодарит с поклоном.
- Мы не просто так пришли, а хорошую хороводную песню принесли.
«К нам гости пришли»
Вед: Давайте-ка заведем хоровод.
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» (запевает ведущая).
Вед: «Присаживайтесь, гости дорогие у меня для вас найдется и местечко и словечко.
- Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно всем ли места хватило.
Дети: Гостям-то известное дело места хватило, да не тесновато ли хозяюшке.
Р-к: В тесноте да не в обиде.
Вед: Вот казачата послушайте загадку.
- Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами
Каждый хочет растоптать
А я с подарками опять. (Земля) Ответы детей.
Вед: Правильно эта загадка о земле. А давайте вспомним, что происходит с землей в разное время года.
- Какое сейчас время года? (зима) Ответы детей.
- Что происходит с землей в зимнее время (земля отдыхает, покрывается снегом)
- Какие вы знаете зимние приметы и пословицы о земле?
Дети: - Снег земле-кормилице, что теплый тулуп.
- Снег поля удобряет
- Сколько Никола Зимний дает снега, столько Никола Летний дает травы.
Вед: Какое время года было перед зимой? (ответы детей)
- Чем славится осенняя пора?
(дети: сбором урожая)
- Какие полевые работы люди выполняют осенью на земле?
(дети: они ее пашут)
- Какое время года будет после зимы? (весна)
- Что люди делают весной на земле?
дети (весной люди боронуют землю, пашут)
Вед:А какие вы знаете пословицы и поговорки о земле?
Дети: 1- Земля – тарелка, что положили, то и возьмешь.
2- Что посеешь, то и пожнешь.
3- На чужой каравай, рот не разевай, а пораньше вставай да свой наживай.
4- Где работа там и густо, а в ленивом доме пусто.
5- Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Вед: Все пословицы и приметы говорят о том, что весной люди трудятся на земле.
- «Как потрудитесь, те дары и получите.»
Вед: Как называется земля на которой мы с вами живем?
дети (Донская сторона)
Вед: А как вы думаете почему?
Реб: В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода
Не знаю как кому, а мне
Вода Донская слаще меда
- Пусть облетели тополя
Я у степной твержу криницы:
« Благословенной будь земля
Где довелось и мне родиться!»
Вед: Да ребята наша донская земля чудесная кладовая.
- А давайте я вам загадаю загадки, и вы узнаете, что выращивают на нашей донской земле.
1) Хоть чином не хан
На голове-султан,
И с золотом кубышечки
Запрятаны под мышечки. (кукуруза)
2) Сидит мышка
В золотой кубышечке. (просо)
3) Как в поле на кургане
Стоят девушки с серьгами (овес)
4) Как в поле – метелкой
В мешке жемчугом (пшеница)
5) В огороде у дороги
Стоит солнышко на ножке
Только желтые лучи
У него не горячи (подсолнух)
Вед: Ой, казаки и казачки засиделись, загутарились?
- Не пора ли нам встать, да в веселую игру поиграть.
Игра «Хлебец»
Играющие, взявшись за руки, становятся попарно, на расстоянии от игрока, у которого нет пары – он хлебец.
- Пеку, пеку хлебец (выкрикивает хлебец)
- А выпечешь? (спрашивают все)
- Выпеку
- А убежишь?
-Посмотрю.
После последних слов, дети стоящие в первой паре, бегут вдоль колонн. Хлебец старается запятнать одного из них. Если это ему удается, он вместе с пойманным создает новую пару, а игрок оставшийся без пары – новый хлебец.
Вед: Ох, весело играли, удовольствие свое показали.
А теперь покажите свои знания. Что выращивают на наших Донских полях. ( )
Вед: Молодцы, ребята-казачата, я припасла еще для вас сюрприз. Я сейчас вас отведу в художественную мастерскую.
Дети приходят в мастерскую и рисуют поле с колосками пшеницы используя нетрадиционные способы:
- рисование пальчиком (примакивание)
- рисование ниткой (печатание)
Подведение итога. Молодцы.
Песня «Казачата»