Мастер-класс для педагогов «История и культура российского казачества» (дополнительное образование)
01.03.2024
"Традиции казачества — из поколения в
поколение "
Цель: формировать основы гражданско-патриотического сознания через
изучение истории и культуры российского казачества.
Задачи:
иметь представления о истории развития российского казачества, наиболее
значительных событиях истории развития российского (сибирского) казачества;
уметь осуществлять анализ информации, извлекать информацию из источника
приобретение первоначальных навыков работы с исторической информацией;
проявляют готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи;
принимают активное участие в традиционных праздниках казачества;
проявляют интерес к познанию истории, культуры своего края; истории,
культуры российского казачества; уважение к символам России, историческому
наследию, памятникам и традициям казачества, правилам поведения казаков,
особенностей их бытовых традиций.
В нашем детском саду прошел мастер-класс «Традиции
казачества — из поколения в поколение» .Наш гость есаул Орловского казачьего Юрта Коротков О.А.
показал мастер- класс для педагогов детского сада.
Для педагогов мастер- класс состоял из теоретической и практической части .
Вступительное слово есаула :Возрождение
казачества приводит к тому, что оно становится неотъемлемой частью современного
общества. Казачество, с его активным ростом, привносит в российскую
действительность свои традиции и культуру, обычаи и нравы, имеющие многовековую
историю.
Казачество является не только социальным институтом, народом, сословием или
этнической группой, но в тоже время является носителем особого мировоззрения,
со своей моделью мира, этикой, со своими традициями и культурой. Именно знание
и соблюдение традиций и культуры казачества являются основным фактором того,
когда «казака» можно считать настоящим казаком.
Помни, брат, что у казаков:
ДРУЖБА - обычай;
ТОВАРИЩЕСТВО – традиция;
ГОСТЕПРИИМСТВО - закон.
Характер казака
Любой казак мог себя им считать, и его считали казаком только в том случае,
если он старался соблюдать обычаи и традиции казачества.
В характере обычного казака, как народности, присутствовало благодушие,
доброта, щедрость, гостеприимство. Одновременно, присутствовала жестокость и
беспощадность к врагу. Это порождало некоторую двойственность характера и его
перепады. Казак, обычно, был весел, шутлив и забавен, но, неожиданно, впадал в
депрессию, где становился молчалив и недоступен. Это можно объяснить характером
его жизни и службы. А жизнь у казака сопровождалась постоянным риском,
постоянной близостью к смерти. Выпавшая радость жизни и здоровья добавляла ему
настроения, которое прекращалось, от упоминания или воспоминания элементов его
службы и опасностей судьбы.
Казачьи традиции и обычаи имели под собой одну основу –
десять заповедей Христа
Не убей
Не укради
Не прелюбодействуй
Трудись по совести
Не завидуй ближнему своему и прощай обидчиков
Заботься о детях своих и родителях
Дорожи девичьим целомудрием и женской честью
Помогай бедным
Защищай от врагов свое Отечество
Казаки и родители, отношение к старшим
По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям.
Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было
начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по
наиболее важным вопросам. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил
Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши
долголетен на Земли».
Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без
согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой
семьи.
Быт казаков .
У каждого человека есть свое родное
гнездо, где он родился и вырос. Жилища свои они называли куренями Это
шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта.. Казачье жилище совмещало в
себе и место обитания, и оборонное сооружение.
Комнаты в курене были соединены по кругу.
А самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой.
Обычно казачий курень имел столовую, залу
и две спальни. Первая от входа комната была столовой. Здесь семья стряпала и ела.
В этой комнате находилась и печь
Зало, или горница, всегда выглядела очень
красиво и торжественно. В зале стояла горка с праздничной посудой. Здесь же
находились «комода», где хранилось белье. Стены казачьих куреней украшались
оружием.
В земле выкапывали погреба, где хранили
продукты. В каждом дворе была кухня.
Каждый дом имел свой двор. Казачий двор
состоял из амбара, сарая, загонов для скота, с катухом для свиней и овчарней
для овец.
Донской курень исстари славится плетеными
украшениями. Материал для плетения каждый мастер выбирает свой: камыш, лозу,
бересту, соломку.
Кружево – второе традиционное украшение
донского куреня. Именно кружева украшают занавески, шторы и постельное белье.
Исстари все донские кружева не просто составляли внутреннее убранство куреня,
они воспевали донскую цветущую степь, поле и сад.
Промыслы и занятие казаков .
Для всех донских казаков коневодство
было основным направлением хозяйственной деятельности. Каждая станица содержала
конский табун. Коней разводили для себя и на продажу. Этот промысел высоко
ценился на Донской земле. Донские породы лошадей известны резвостью и легкостью
в беге.
Педагог дополнительного образования
Стебловская В.Г.рассказала о
история костюма донских казаков .
Одежда казаков — это своеобразный симбиоз народного костюма и военной
формы. Сегодня я хочу предложить рассмотреть историю костюма донских казаков.
Во все времена одежда донских казаков славилась уникальностью и красотой,
которая менялась всю историю казачества. Старинный костюм донского
казачества сохранялся до XVIII века, то есть во времена относительной
самостоятельности Войска Донского. Когда же прекратились казачьи походы за
«зипунами», на Дону стало больше появляться одежды, изготовленной из
домотканных материалов и тканей, покупаемых в России: хлопка, льна, сукна,
шерсти.
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине
II в результате введения в 1769 году военной формы. Сначала установили
общую форму только для трёх полков: Таганрогского, Азовского и крепости Дмитрия
Ростовского. В 1774 году для этих трёх полков ввели единую форму, состоявшую из
кафтана, бешмета, шаровар, заправленных в сапоги, и шапок из смушки с суконным
верхом. С 1801 года военная форма стала обязательной для всего Войска Донского.
Современная форма донских казаков: синий мундир, красные лампасы, синий
погон с красным кантом, синяя фуражка с красным околышем. Костюм и в наши дни
говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в
отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих
рамках военного сословия, обязанные носить стандартную униформу, видели в
одежде и другое… Мельчайшие детали: пуговицы на мундире, серьга в ухе, особым
образом повязанный башлык или надетая папаха — для казака были раскрытой
книгой, паспортом, по которому он узнавал о незнакомом собрате всё.
Практическая часть мастер –класса :Тестопластика .
Педагог дополнительного образования Текучева Е.А.провела мастер –класс
«Лепим подкову».
Педагог :Главный друг казака это его конь сегодня будем из теста лепить
подкову.
Конь помогал казаку в борьбе с врагами, был защитником и помощником
воина. Верный помощник казака, конь наделялся способностью предсказывать
будущее. Считалось, что если конь спотыкается в начале похода, то он будет
неудачным. Конь для казака-символ воинского ремесла и неразрывно связанных с
ним силы и свободы.
Итог мероприятия: С малого родника берет начало большая величавая
река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве и
начинается с воспитания в детях любви к близким людям, к истории своего края ,
к детскому саду, к родному городу и родной стране и играет огромную роль в
становлении личности ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.03.2024
Дата обновления: 04.03.2024
Дата публикации: 01.03.2024