Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№2«Колосок» п. Орловского
Принято на
педагогическом совете
Протокол №1
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
детский сад №2 «Колосок»
Приказ № 86 от 30.08.2024 г.
от «30» августа 2024г
Рабочая программа по дополнительному образованию
«Весёлый конструктор»
1 младшей группы №5 «Вишенка»
на 2024-2025 учебный год
Воспитатель:
Торосян А.Г.
п. Орловский
2024 г.
1
Содержание
1
2
3
4
Пояснительная записка
Учебный план
Календарно-тематическое планирование
Содержание изучаемого курса
3
5
6
17
5
Организационные условия реализации программы
18
6
Список литературы
20
2
1. Пояснительная записка
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным
развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты
зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры
кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют
установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением
соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные
задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в
различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное
расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта
воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и
монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется
развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с
предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером,
работать в коллективе.
Кроме этого, реализация этого курса в рамках дополнительного образования
помогает развитию творческих способностей за счет активного взаимодействия детей
в ходе самостоятельного технического творчества.
Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную
своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Конструктор предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на
собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути
открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет
уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен
в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для
него интерес.
Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы
ребенок имел предварительный замысел и мог его осуществить, умел моделировать.
Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому,
чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем
интереснее и разнообразнее станут постройки. И наоборот, помогает видеть мир во
всех его красках, что очень способствует развитию ребенка. Одно из проявлений
творческой способности – умение комбинировать знакомые элементы по-новому.
Работа с элементами стимулирует и развивает потенциальные творческие способности
каждого ребенка, учит его созидать и… разрушать, что тоже очень важно. Разрушать
не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Еще В.
В. Зеленский в классификации игр, приводя примеры конструктивных и
деструктивных игр, говорил, что потребность в разрушении сохраняется у ребенка до
конца дошкольного возраста. Но, ломая свою собственную постройку, ребенок имеет
возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые
ее части, выступая в роли творца.
Созданные постройки из в заключительной части занятия используются детьми
в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены
сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки.
3
На занятиях по конструированию закрепляются темы, изучаемые при
ознакомлении с окружающим. Например, проходя тему «Домашние животные», дети
делают постройки: лошади и жеребенка, козы с козлятами, строят для них жилища и т.
д.
Новизна программы заключается в том, что младшие дошкольники приобретают
элементарное представление в научно – технической направленности и впоследствии
смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни.
Принципы построения программы:
принцин доступности - предусматривает осуществление конструктивно-игровой
деятельности с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей;
принцип наглядности - обучение и воспитание предполагает, как широкое
использование зрительных ощущений, восприятий, образов;
принцип последовательности - заключается в постепенном повышении требований в
процессе конструктивной деятельности;
принцип систематичности обучения и воспитания - достижение цели обеспечивается
решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с
соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь
к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., №
30384).
Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706 «Об утверждении правил
оказания платных образовательных услуг»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте
России 29 мая 2013 г., № 28564).
Цель: содействие развитию у детей дошкольного возраста способностей к
техническому творчеству, через возможность творческой самореализации
посредством овладения конструированием.
Задачи:
Первое полугодие:
- учить называть детали конструкторов (кирпичик большой, поменьше, маленький и
др.);
- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет
деталей);
- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота
для машин);
4
- сравнивать предметы по длине и ширине;
- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));
- конструировать по образцу;
- различать по цвету и форме;
Второе полугодие:
- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное
решение;
- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;
- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных
постройках по замыслу.
2. Учебный план.
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения с детьми младшего
дошкольного возраста (2-3 лет). Программа предполагает, как групповые занятия, так
и индивидуальные.
1)Подгрупповая (до 10 человек) с осуществлением дифференцированного подхода
при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей.
Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.
2)Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность не
превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста
детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:
10 минут - старшая группа (2-3 лет),
Режим кружковой деятельности:
Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 10 минут в первой младшей группе
Возрастная
группа
2-3 года
Продолжительность Периодичность
занятия
в неделю
10 минут
1 раз
5
Количество
в месяц
4
Количество
в год
32
3. Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
1
Вводная беседа.
неделя
2
«Знакомство с
неделя конструктором»
Программное содержание:
познакомить с
конструктором; закреплять
знание цвета и формы.
3
Тема: «Построим и
неделя
сравним зеленую и
красную дорожки»
Программное содержание:
Количество
часов
10 мин
Планируемая
дата
04.10.24
10 мин
11.10.24г
10 мин
18.10.24
10 мин
25.10.24
октябрь
продолжить знакомить
детей с деталями (кубик)
учить детей
самостоятельно подбирать
необходимые детали по
форме и цветы; учить
детей называть свойства
предметов; развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
трудиться.
4
неделя
Тема: «Красный
длинный поезд и красный
короткий поезд»
Программное содержание:
учить детей называть
свойства предметов;
упражнять в установлении
сходства и различия между
предметами, имеющими
одинаковое название
(красный длинный поезд и
красный короткий поезд);
помогать детям
обследовать предметы,
постройки, выделяя их
цвет, величину, форму;
учить называть размер
6
Фактическая
дата
1
неделя
Тема: «Строим башни.
Красная и зеленая»
Программное
10 мин
01.11.24
10 мин
08.11.24
10 мин
15.11.24
содержание: развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
трудиться; формировать
восприятие цвета;
закреплять знания о цветах
красный, зеленый;
развивать воображение,
память, образное
мышление; учить детей
самостоятельно подбирать
необходимые детали по
цвету, форме.
ноябрь
2
неделя
Тема: «Постройка
желтой башенки»
Программное
содержание: развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
трудиться; учить называть
свойства предмета (желтая
башенка); развивать
воображение, память,
образное мышление; учить
детей самостоятельно
подбирать необходимые
детали по цвету (желтый),
форме (кубик); развивать
умение использовать
имеющийся опыт
(постройка башни).
3
неделя
Тема: «Башенка
высокая желтая и низкая
желтая»
Программное
содержание: развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
7
трудиться; учить называть
размер башенки (высокая –
низкая); развивать
воображение, память,
образное мышление; учить
детей самостоятельно
подбирать детали по цвету,
форме; учить детей
называть свойства
предметов (цвет – желтый)
4
неделя
Тема: «Башенка
высокая желтая и низкая
красная»
10 мин
22.11.24
10 мин
6.12.24
10 мин
13.12.24
Программное
содержание: упражнять в
установлении сходства и
различия между
предметами, имеющими
одинаковое название
(высокая желтая башенка –
низкая красная башенка);
закреплять красный,
желтый цвета.
декабрь
1
неделя
2
неделя
Тема: «Построим
синюю башенку»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; помочь
детям запомнить синий
цвет см. 2 неделю ноября
(желтый цвет заменить
синим).
Тема: «Построим
высокую синюю башню и
низкие желтую, красную,
зеленую башни»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
8
развивать мелкую
моторику рук; помогать
детям обследовать
предметы, выделяя их
цвет, величину; привлекать
внимание детей к
предметам контрастных
размеров и их
обозначению в речи
(высокая башня – низкая
башня); развивать
наглядно-образное
мышление, умение
использовать имеющийся
опыт
3
неделя
Тема: «Построим
10 мин
20.12.24
дорожки: узкую синюю и
широкую синюю»
Программное
содержание: учить детей
называть свойство
предметов (синий цвет);
различать размер и форму
предметов (узкий –
широкий) см. 3 неделю
ноября.
Тема: «Дорожки: узкая
синяя и широкая зеленая».
Программное содержание:
упражнять в установлении
сходства и различия между
предметами, имеющими
одинаковое название;
закреплять синий, зеленый
цвета; развивать мелкую
моторику рук; воспитывать
желание трудиться;
развивать память,
воображение, образное
мышление; учить детей
самостоятельно подбирать
необходимые детали по
цвету, форме
10 мин
27.12.24
1
неделя
Тема: «Спрячем птичек
10 мин
3.01.25
ян
ва
рь
4
неделя
9
на башенках разного
цвета». Закрепление цвета.
Программное
содержание: развивать
воображение, память,
образное мышление;
воспитывать желание
трудиться; развивать
мелкую моторику рук;
учить детей
самостоятельно подбирать
необходимые детали по
цвету, форме; развивать
умение использовать
имеющийся опыт;
продолжать учить
называть свойства
предметов (цвет, размер,
форму); закрепить четыре
основные цвета.
2
неделя
Тема: «Построим ля
машин узкие и широкие
гаражи»
Программное
10 мин
содержание: развивать
воображение, память,
образное мышление;
воспитывать желание
трудиться; развивать
мелкую моторику рук;
учить детей
самостоятельно подбирать
необходимые детали по
цвету, форме; развивать
умение использовать
имеющийся опыт;
продолжать учить
называть свойства
предметов (цвет, размер,
форму); закрепить четыре
основные цвета; закрепить
10
10.01.25
понятия «узкий –
широкий».
3
неделя
4
неделя
Тема: «Поезд длинный
10 мин
17.01.25
10 мин
24.01.25
10 мин
07.02.25
и короткий». Закрепление.
Программное
содержание: см. 4 неделю
октября, закрепить понятия
«длинный – короткий»;
закрепить с детьми четыре
основных цвета.
Тема: «Кроватка для
куклы Кати»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; упражнять
детей в названии цветов;
развивать воображение,
память, образное
мышление; воспитывать
желание строить и
обыгрывать композицию;
различать размер и форму
предметов.
февраль
1
неделя
Тема: «Обеденный
стол»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; упражнять
детей в названии цветов;
развивать воображение,
память, образное
мышление; воспитывать
желание строить и
обыгрывать композицию;
различать размер и форму
предметов.
11
2
неделя
Тема: «Стульчики для
гостей»
Программное
10 мин
14.02.25
содержание: см. 1 неделю
февраля
3
неделя
Тема: «Заборчик для
домика из синих кубиков»
Программное
содержание: см. 1 неделю
февраля; закрепить знания
о размере, высоте, цвете, о
свойствах (высокий –
низкий).
10 мин
21.02.25
4
неделя
Тема: «Машина для
10 мин
28.02.25
10 мин
07.03.25
зайчат»
Программное
содержание: развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
трудиться; способствовать
развитию творческого
воображения; воспитывать
желание строить и
обыгрывать композицию;
развивать память, образное
мышление; учить детей
называть свойства
предметов.
март
1
неделя
Тема: «Грузовик для
песка»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; развивать
память, воображение,
мелкую моторику рук;
развивать память,
воображение, образное
12
мышление; воспитывать
желание строить и
обыгрывать композицию;
учить называть свойства
предметов; развивать
психические процессы:
зрительное и слуховое
внимание.
2
неделя
Тема: «Скамеечка для
гостей»
Программное
содержание: см. 1 неделю
марта
10 мин
14.03.25
3
неделя
Тема: «Скамеечка
10 мин
21.03.25
10 мин
28.03.25
низкая и скамеечка
высокая»
Программное
содержание: см. 2 неделю
марта; учить называть
размер (высокая – низкая);
учить детей
самостоятельно подбирать
детали по размеру;
развивать умение
использовать имеющийся
опыт
4
неделя
Тема: «Ворота для
машин»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; развивать
умение использовать уже
имеющийся опыт;
продолжать учить детей
сооружать в определенной
последовательности
13
прочную постройку с
перекрытиями, используя
усвоенные ранее навыки
1
неделя
Тема: «Заборчик с
воротами»
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать мелкую
моторику рук; развивать
память, воображение,
образное мышление;
воспитывать желание
10 мин
04.04.25
10 мин
11.04.25
строить и обыгрывать
композицию; развивать
апрель
умение использовать
имеющийся опыт; учить
называть свойства
предметов.
2
неделя
Тема: «Лесенка из
кубиков одного цвета»
Программное
содержание: учить строить
лесенку из шести кубиков
одного цвета; развивать
память, воображение;
развивать умение
использовать имеющийся
опыт; развивать мелкую
моторику рук; воспитывать
желание трудиться;
закрепить цвета.
14
3
неделя
Тема: «Широкая
лесенка из кирпичиков
одного цвета»
10 мин
18.04.25
10 мин
25.04.25
Программное
содержание: развивать
память, воображение,
образное мышление;
развивать мелкую
моторику рук; воспитывать
желание трудиться; учить
детей самостоятельно
подбирать детали по
размеру (величине); учить
различать предметы по
форме и называть их
(кубик, кирпичик); учить
детей называть свойства
предметов; закрепить с
детьми основные цвета.
4
неделя
Тема: «Построим
лесенку для башенки
такого же цвета как
башенка»
Программное
содержание: закрепить с
детьми основные цвета;
развивать мелкую
моторику рук; развивать
умение использовать
имеющийся опыт;
воспитывать желание
трудиться; учить детей
называть свойства
предметов.
15
1
неделя
Тема: «Отгородим
желтый домик синим
заборчиком»
10 мин
02.05.25
10 мин
09.05.25
Программное
содержание: воспитывать
желание трудиться;
развивать умение
использовать имеющийся
опыт; развивать мелкую
моторику рук; побуждать к
созданию новых вариантов
уже знакомых построек;
закреплять цвета: желтый,
май
синий; развивать
воображение, образное
мышление, память.
2
неделя
Тема: «Домик»
Программное
содержание: учить детей
строить домик из четырех
кубиков, поставленных
вертикально, и перекрытия
из двух кирпичиков;
закреплять основные
цвета; развивать образное
мышление, воображение,
память; развивать мелкую
моторику рук; воспитывать
желание трудиться.
16
3
неделя
Тема: «Домик с
окошком»
Программное
10 мин
16.05.25
10 мин
23.05.25
содержание: учить строить
домик с окошком из
четырех кубиков и двух
кирпичиков закреплять
основные цвета; развивать
мелкую моторику рук;
воспитывать желание
трудиться; развивать
образное мышление,
воображение, память;
побуждать к созданию
новых вариантов уже
знакомых построек.
4
неделя
Тема: Итоговая
диагностика
Программное
содержание: выявить
уровень развития
воспитанников
4. Содержание изучаемого курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения программы дошкольники должны знать:
Названия деталей конструктора, различать их
Варианты способов крепления элементов
Основные строительные конструкции
Дошкольник должен уметь:
Конструировать по условиям, заданным педагогом.
Конструировать по образцу, заданной схеме путём наложения деталей.
В результате обучения дети будут уметь:
•
называть детали конструкторов и способах их соединений;
•
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и
цвету);
•
конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
•
конструировать по образцу;
17
•
с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую
работу технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.
Для определения результативности занятий по данной программе используется
диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника.
5. Организационные условия реализации программы
Данная программа реализуется в рамках дополнительного образования в ДОУ,
рассчитана на 8 месяцев обучения в период с октября по май. Продолжительность
занятия – 8-10 мин.
Периодичность занятий: 1 занятие в неделю по вторую половину дня.
Формы организации работы
1.Конструирование по образцу - прямая передача готовых знаний, способов
действия основанная на подражании. Детям дается образец постройки и способы
воспроизведения.
2.Конструирование по модели. Детям дается модель, но не даются способы
решения. Конструирование по модели это усложненная разновидность
конструирования по образцу.
3.Конструирование по условиям - образца нет, схемы тоже нет и нет и способов
возведения. Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка,
ее практическое значение. Конструирование по условиям способствует развитию
творческого конструирования.
4.Конструирование по схемам. В результате такого обучения - формируются
мышление и познавательные способности.
5.Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания
творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут
конструировать. Данная форма не средство обучения детей созданию замыслов, а
форма деятельности позволяющая самостоятельно и творчески использовать знания и
умения полученные заранее.
При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия,
которым постройка должна соответствовать.
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, создает образ
будущего сооружения и воплотит его. Этот тип конструирования лучше других
развивает творческие способности.
На занятии дошкольники проходят 4 этапа усвоения программы: 1- восприятие,
2- мышление, 3- действие, 4- результат. По окончании каждого занятия ребенок видит
результат своей работы.
Отличительной особенностью конструирования является самостоятельность и
творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Дети
постройки используют в сюжетно-ролевых играх, в играх - театрализациях,
используют в дидактических играх и упражнениях.
Методы обучения:
Наглядный – рассматривание готовых построек, фотографий;
18
Информационно-рецептивный – обследование деталей;
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу;
Практический - использование на практике изученных способов конструирования;
Объяснительно – иллюстративный - предъявление информации различными
способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
технологическими картами);
Игровой – обыгрывание ситуаций, включение игровых моментов в ходе занятия;
Частично-поисковый решение проблемных задач с помощью педагога.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
личностно - ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
сотрудничества;
систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
«от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
Программно-методическое обеспечение:
Наличие методической литературы.
Разработка собственных методических пособий, дидактического и раздаточного
материала.
Обобщение и распространение собственного опыта работы.
Материально-техническое обеспечение:
Строительные наборы и конструкторы
Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.)
Демонстрационный материал (наглядные пособия, цветные иллюстрации,
фотографии, схемы, образцы, необходимая литература)
Техническая оснащенность (магнитофон, фотоопарат, флэш носители,
медиапроектор, компьютер, демонстрационная магнитная доска).
19
6. Список литературы
1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» ( моделирование логических отношений и объектов
реального мира средствами конструктора Lego).-М.; Линка Прес,2001г.
2. КуцаковаЛ.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство:
Мозаика-Синтез 2010г.
3. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду»
М.;Академия,2002г.-192с.
4. ФешинаЕ.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
20