Яндекс.Метрика

Программа дополнительного образования по обучению чтению От звука к букве

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ детский сад № 2 «Колосок»
протокол от 30.08.2024 № 1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
МБДОУ детский сад № 2 «Колосок»
_________________ Н.В. Глебова

Программа дополнительного образования по
обучению чтению

Реализует программу
Воспитатель: Попова Л. С.

2024-20225 г.

ПЛАН – ПРОГРАММА
«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:
подготовка к обучению элементам грамоты»
Возраст детей – с 5 до 6 лет
Количество лет обучения – 1 год
Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут
Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.
1. Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для
работы с детьми 3-7 лет:
- Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».
2. Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
3. Дополнительный материал:
«Запоминаю буквы»;
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-6 лет;
«Весёлая грамматика» для детей 5-6 лет;
«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
Реализует программу:
Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению
элементам грамоты) – Попова Лариса Сергеевна

Пояснительная записка
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого
развития, последовательность работы по овладению звуковой системой
языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и
монологической речью; в старших группах разработано содержание
подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе
непосредственно образовательной деятельности по:
 развитию речи и подготовке к обучению грамоты
 введению в художественную литературу
 ознакомлению с окружающим миром
 введению в математику.
В старшей группе особое место занимает совершенствование
фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В
подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по
подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
 подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
 составлению из слогов слов, из слов – предложений
 знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического
определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный
анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию
речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к
осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их
фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает
нарушения письма и чтения.
Развитие речи осуществляется в следующих направления:
1. Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию
речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми,
сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
2. Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная
лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных
частей речи.
3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить
использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в
предложении и тексте, определять место звука в слове).

4. Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать
однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от
приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени),
составлять сложноподчинённые предложения.
5. Связная речь: совершенствование диалогической и монологической
форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из
личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
6. Подготовка к обучению грамоте: представление о предложении,
составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги,
составление слов из слогов.
Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь
дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и
последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом.
«Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и
родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на
специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению
грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет)
Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к
букве» для работы с детьми 3-7 лет: состоит из 3-х этапов обучения на
протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет
«Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет,
как желательное условие освоение программы.)
«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом
комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На
одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи:
фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит
развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» обучение дошкольников элементам грамоты:
 Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические
представления, понимание того, что такое слово, предложение и как
они строятся.
 Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают
способами интонационного выделения звука, называют слова с
заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука,
выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со
слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е.
последовательному вычленению всех звуков по порядку и их
дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют
ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому
составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава
предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает
основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что
является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения
школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков
чтения, письма и счёта, выделяются:
 зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и
синтез,
 пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и
синтез,
 слуховое
восприятие
и
внимание,
слухо-речевая
память,
фонематический слух,
 сенсомоторные координации,
 точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.
Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую
причину дефицита в развитии данных функций, как – отсутствие у детей
необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их
развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых
функций выступает система игр и упражнений на основе содержания
учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от
потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических
особенностей и возможностей детей.
Формы работы
Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых
технологий.
Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
 звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место
звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ
звуков

 буква, её образ и графическое написание
 составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
 составление слов из слогов, деление на части, постановка
ударения
 Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение
нового материал, активизацию словаря и разнообразных
грамматических форм языка.
4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в
слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать,
самоконтроль и самооценка.
Предполагаемый результат
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И
УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ
(по Колесниковой Е. В.)
1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых
формах общения
 умение ориентироваться в содержании этого общения,
 выполнять поручения
2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как
реальной действительности
 о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)
 о качественной характеристике звуков (гласный, согласный,
твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)
 о выразительных средствах речи
3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе
речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР
4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:
 наличие у него представления о модели и процессе
моделирования
 способность комментировать свои действия, анализировать
проделанную работу

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ К
ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.
1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного
анализа.
Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках
общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные,
мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.
Основные этапы и содержание работы
1. Подготовительный:
 закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и
называть из него заданные звуки
 интонационное выделение заданного звука в слове
 графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
 деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:
 знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении
всех занятий)
 понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков
– красный квадрат
 определение места звука / буквы в слове
 обучение написанию букв с использованием образца (печатное
изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к
письму (на протяжении всех занятий)
3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:
 алфавитное название согласных букв и звук, который они
обозначают в слове
 понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
 гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при
произношении, и графическое изображение твёрдых согласных –
синий квадрат
 чтение слогов с изученными звуками и буквами
 составление и чтение слов из знакомых букв
 работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в
слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых
слов
4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:
 гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при
произношении

 графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный
квадрат
5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по
звонкости/глухости:
 звуковой (фонетический) анализ слова
 понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
 переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых
слов
6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их
особенностями
 закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
 переход к чтению несложных текстов
7. Повторение и закрепление пройденного материала
* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки
артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические
игры на расширение словарного запаса.

Перспективное планирование программного содержания
на учебный год

Октябрь

Сентябрь

МЕС
ЯЦ

(№) Занятия, тема
Мониторинг.
(1.) Знакомство: Звук и буква,
графическое изображение звука в
слове (квадрат).

Мониторинг.
(2.) Знакомство: Слог как часть слова,
графическое
изображение
слова
(прямоугольник).

(3.) Тема - Звук и буква А. Звук А:
граф.
изобр.
гласного
звука
(красн.квад.), место звука в слове
(нач., сер., конец)
(5.) Тема и буква У. Звук У: место
звука в слове, соотношение названий
предметов со схемами слов.

(4.) Тема - Буква А: место буквы в
слове,
соотношение
названий
предметов со схемами слов, печатание
буквы.
(6.) Тема - Буква У: место буквы в
слове,
соотношение
названий
предметов со схемами слов, печатание
буквы.
(8.) Тема - Звук и буква О. Звук О:
место звука в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
(10.) Тема - Звук и буква Ы: место
звука и буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
Называние и чтение гласных букв (А,
У, О, Ы). Печатание буквы.
(12.) Тема - Гласные звуки и буквы:
А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд.
матер.

(7.) Тема - Чтение слогов АУ, УА,
печатание слогов.
(9.) Тема - Буква О: место буквы в
слове,
соотношение
названий
предметов
со
схемами
слов,
печатание буквы.

Ноябрь

(11.) Тема - Звук и буква Э: место
звука и буквы в слове, соотношение
названий предметов со схемами слов.
Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).
(13.) Тема - Звук и буква Л: место
звука в слове, чтение слогов,
ударение,
называние
слов
с
начальных слогов, чтение слов
(МАМА, МЫЛО), печатание буквы.
(15.) Тема - Звук и буква Р: место
звука в слове, чтение слогов,
выделение первого слога в слове,
печатание буквы.

(14.) Тема - Звук и буква М: граф.
изобр. твёрдого согласного звука
(синий квадр.), место звука в слове,
слог-слияние согласной и гласной
букв, чтение слогов, печатание буквы.
(16.) Тема - Звуковой анализ слов
(дифференциация гласных и согласных
звуков), деление слов на слоги
(МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА,
ЛОПАТА), ударный слог и ударный
гласный в слове.

(17.) Закрепление пройденного
материала:
Чтение
слогов,
фонетический разбор слов, написание
слов знаками (красн. и син. квадр.) и
буквами, чтение слов.

Январь

Декабрь

(19.) Тема – Закрепление: гласные и
согласные
звуки
и
буквы,
фонетический разбор слов и их
соотношение со схемой, чтение
слогов и слов.

(21.) Тема – Повторение: Согласные
звуки и буквы М, Л, Н, Р,
соотношение первого звука в слове с
буквой (А, Я), чтение предложений из
знакомых слов
(23.) Тема - Буква Ю: место буквы в
словах
(ЮРТА,
ТЮЛЬПАН),
соотношение первого звука в слове с
буквой (У, Ю), сравнительное чтение
слогов
с
У/Ю,
произношение
согласных звуков, фонетический
разбор слов (ЛУК, ЛЮК)
(25.) Тема - Буква Е: место буквы в
словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное
чтение слогов с Э/Е, произношение
согласных звуков,
чтение и
фонетический разбор слов (МОРЕ,
ЛЕНА, МЕЛ).
(27.) Тема - Буква Ё: место буквы в
словах
(ЁЖ,
ЁРШ,
ЁЛКА),
сравнительное чтение слогов с О/Ё,
произношение согласных звуков,
чтение и фонетический разбор слов
(МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

(18.)
Тема
Знакомство
с
предложением:
МАМА
МЫЛА
РАМУ, чтение знакомых слов в
предложении, определение количества
и
последовательности
слов
в
предложении,
графич.
изобр.
предложений.
(20.) Тема – Буква Я: буква в нач.
слова, соотношение первого звука в
слове с буквой (А, Я),
мягкие
согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф.
изобр. на схеме (зелён. квадр.),
сравнительное чтение слогов с А/Я,
произношение
согласных
звуков,
фонетический разбор слов (МАЛ,
МЯЛ)
чтение
слогов,
слов,
предложений.
(22.) Тема – Закрепление: Звукобуквенный анализ слов (Я-Н-А),
фонетический
разбор
слова
(МАЛЯРЫ),
чтение
предложения
(НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).
(24.) Тема – Закрепление: Звукобуквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-РА), фонетический разбор слова
(ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК,
ЮМОР, ЮЛЯ).
(26.) Дополнительный м-л: работа
над предложением по картине:
придумать предложение из 3 слов и
записать условным обозначением.
(28.) Тема – Звук и буква И: место
звука в слове, чтение слогов, слов,
фонетический
разбор
(ЛИМОН,
МАЛИНА).

(29.) Тема – Закрепление: твёрдые и
мягкие согласные звуки; слова и
слоги,
чтение
предложений
(МАРИНА
ЕЛА
МАЛИНУ.
МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

Март

Февраль

(31.) Тема – Буквы Г, К: чтение слов
с буквами Г, К и фонетический разбор
слов
(КИТ/КОТ,
ГРОМ/ГРИМ),
соотнесение схем слов с названием
предметов (на граф. изобр. звуков),
составление
предложений
по
картинке
(МАЛЬЧИК
ЧИТАЕТ
КНИГУ).
(33.) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов
с буквами Д/Т и фонетический разбор
слов
(ДОМ/ДОГ,
КОТ/КТО),
соотнесение схем слов с названием
предметов (на граф. изобр. звуков)
ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений
(КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

(35.) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и
буквы З, С: граф.изобр. мяг и твёрд.
согласных в слове, сравнительный
анализ
звуков
(звонкий/глухой),
чтение слогов, письмо букв З и С.
Чтение слов буквами З/С и
фонетический
разбор
слов
(РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов
с названием предметов (на граф.
изобр. звуков) – ЗАМОК, составление
слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА,
РОСА).
(37.) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х:
характеристика звуков граф.изобр.
мяг и твёрд. согласных в слове,
чтение слогов, письмо буквы Х,
фонетический разбор слов ХОМЯК,
ХИТРЕЦ (сам-но).

(30.) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь:
граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в
слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо
букв. Фонетический разбор слов
(ГОРА/КОРА,),
(32.) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть:
граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в
слове, сравнительный анализ звуков
(звонкий/глухой),
чтение
слогов,
письмо букв Д и Т

(34.) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и
буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд.
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой), чтение
слогов, письмо букв В и Ф. Чтение
слов с буквами В/Ф и фонетический
разбор
слов
(ВОЛК/ФЛАГ),
соотнесение схем слов с названием
предметов (на граф. изобр. звуков) –
ВОРОНА/ФОНАРИ.
(36.) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и
буквы Б, П: граф.изобр. мяг и твёрд.
согласных в слове, сравнительный
анализ звуков (звонкий/глухой), чтение
слогов, письмо букв Б и П. Чтение
слов буквами Б/П и фонетический
разбор
слов
(БЫЛ/БИЛ,
ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из
слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС,
ПЕНАЛ)
(38.) Тема – Закрепление: Работа с
предложением (закончить и написать
слово по буквам), чтение рассказа и
поиск слов со звуком Х.

Апрель
Май

(39.) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш:
х-ка, звуков, сравнительный анализ
звуков (звонкий/глухой),
чтение
слогов, фонетический разбор слов
(ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и
Ш.
(41.) Тема - Звук и буква Ц: х-ка
звука, место звука в слове, чтение
слогов, фонетический разбор слов
(ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление
слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ),
чтение отрывка из стих-я, письмо
буквы Ц
Мониторинг.
(43.) Тема – Мягкий знак Ь:
сравнительный анализ слов (УГОЛ,
УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение
слов с Ь на конце, фонетический
разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стихя,
письмо
слова
по
буквам
(МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь
(45.) Тема – Повторение: слог
деление слов на слоги. Слова:
составление из букв, чтение и письмо.
Предложение: составить по картинке
и дописать пропущенное слово.
(47.) Тема – Закрепление: алфавит,
чтение стихотворений

(40.) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ:
сравнительный
анализ
звуков
(звонкий/глухой),
чтение слогов,
фонетический разбор слов (ЩЕКА,
ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из
стих-я, письмо букв Ч и Щ.
(42.) Тема - Звук и буква Й: х-ка
звука, чтение слов с буквой Й на
конце, фонетический разбор слова
(ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и
знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение
стих-я
Мониторинг.
(44.) Тема - Твёрдый знак Ъ:
сравнительный анализ слов (СЕЛ,
СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ,
анализ и чтение слов, чтение стих-й

(46.) Тема – Закрепление: Гласные и
согласные звуки и буквы: дописать в
слове пропущенные буквы. Составить
предложение по картинке и написать
слова.
(48.) Тема - Ребусы, загадки, чтение
стих-й.

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от
степени усвоения материала.

Развивающая среда в группе
Магнитная азбука;
Дидактические настольные игры:
«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые
домики», «Я знаю буквы».
Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
Работа с родителями
Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки
детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – ноябрь, март.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:
1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с
нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы
занятий). Волгоград, 2004 г.
5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок»,
1999 г.
6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори
правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много,
Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».