ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом
МБДОУ детский сад № 2 «Колосок»
протокол от 30.08.2022 № 1
Заведующий
МБДОУ детский сад № 2 «Колосок»
_________________ Н.В. Глебова
ПРОГРАММА
экологического кружка «Юный эколог»
для детей дошкольного возраста
от 4 до 5 лет
Воспитатель: Плешко Е.В.
2022-2023 учебный год
3
Пояснительная записка
Экологические состояние нашей планеты и тенденции его ухудшения требуют от
ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы присущи всем материкам и государствам. Экологические проблемы и
необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое.
Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой как зависит от нее, какие в
природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в
основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на
основополагающие идеи и понятия экологии. В предметное окружение ребенка-дошкольника
входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными,
явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего
мира и приобретение социального опыта. Дошкольное детство – начальный этап
формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот
период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим
людям.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
является
формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам,
которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Маленькие дети верят абсолютно всему и впитывают все как губка. Не
обязательно быть доктором биологических наук, чтобы сообщить ребенку важную и
интересную для него экологическую информацию. Любой из нас может научить ребенка
отличать дуб от березы или вместе с ним понаблюдать, как пробиваются весной ростки –
рассказать, почему вредно жечь траву и зачем нужно бережно относиться к воде. И
«экологичность» в поведении быстро станет для ребенка привычкой.
Даная
рабочая
программа
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
разработана для детей 4-5 лет на основе плана - программы педагогического процесса в детском
саду «От рождения до школы» (Под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.
Комаровой.)
в
соответствии
с
Федеральными
Государственными
Образовательными
стандартами дошкольного образования. Программа заключается в том, что она охватывает
разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не
только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития
умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Она включает развитие у детей
умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для
цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной
4
программы,
дошкольники
получают
экологические
знания,
у
них
развивается
наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение
оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как
доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Цель программы: формирование у детей основ экологического сознания и
экологической культуры.
Задачи программы:
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его
потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде,
образе жизни.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и
природы.
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями.
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное,
любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать
красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать
диалоговую речь, обучать составлению рассказов.
Для работы по формированию экологического воспитания дошкольников был
разработан перспективный план работы с детьми. Использовались разные методы работы.
Наглядные методы: целевые прогулки; наблюдения; рассматривание книжных
иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами
диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно –
ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности детей; оформление
гербария растений, плодов; экспериментирование.
При построении системы работы особое внимание обращено на следующие
основные направления:
познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в
игровой занимательной форме;
5
практическое направление изучение растительного и животного мира, связанное с
практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.);
исследовательское
направление осуществляется
в
рамках
продуктивной
деятельности (наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов: выставки, фотовыставки, создание видеороликов,
диагностика.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском
саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые
уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими
особенностями; на территории садика: экологическая тропа, огород;
Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;
Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно).
План кружка рассчитан на год. Занятия рассчитаны на возраст детей 3-4 лет.
Продолжительность каждого занятия 25 минут. Проводятся один раз в неделю.
Количество детей, посещающих кружок «Юный эколог» - 12 человек.
Девиз: «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я»
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре) или за столами, передвигаться по
игровой комнате, в зависимости от хода занятия.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма
организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими зонами:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскоп;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена, шишки, ракушки, камни;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, пищевые красители);
Свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Картотека для проведения опытов;
«Уголок природы»
6
Календарь природы, модель календаря природы
Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в
соответствии их особенностям)
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые бутылки различных цветов)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины, чага,
гербарий)
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур;
семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями)
«Умелые ручки»
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, цветные карандаши, акварель, кисти)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по
сезонам) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра,
лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
7
Перспективный план работы в средней группе
4-5 лет
Дата
1 неделя
2 неделя
3 неделя.
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема
Задачи
Сентябрь
«Что нам осень Расширять представление
принесла?» детей об овощах и фруктах.
Закреплять знания о сезонных
изменениях в природе. Дать
представления о пользе
природных витаминов
Содержание
Экскурсия на огород детского сада
Дидактическая
игра
«Узнай
по
описанию»
Подвижная игра «У медведя во бору…»
Наблюдение за изменения в природе
Беседа о пользе овощей и фруктов
Наблюдение за состоянием погоды на
«Путешествие в Закреплять представления
участке
страну осень» детей об осени, её признаках.
Чтение стихотворения И. Гуриной
Развивать познавательный
«Сентябрь»
интерес. Воспитывать любовь
Беседа о сезонных изменениях в
к природе
природе
Работа с календарём природы
«Лес»
Дать представление о том, что Рассматривание иллюстраций
в лесу растёт и кто живёт.
кустарников
Учить распознавать 2-3 вида
Рассказ о том, что растёт в лесу и кто
деревьев, кустарников.
там живёт.
Уточнить сезонные изменения Рассматривание иллюстраций «Лесные
в жизни растений.
животные»
Воспитывать у детей любовь к Лото «Узнай по листочку»
природе.
Экспериментирование «Плавает –
тонет»
«Царство
Познакомить детей с грибами, Рассматривание иллюстраций «Грибы»
грибов»
где они растут. Дать понятие
Рисование «Мухомор»
съедобные, несъедобные.
Дидактическая игра «Угадай грибок»
Побеседовать о пользе и вреде Подвижная игра «Кто быстрее соберет
грибов
грибы в корзинку»
Октябрь
«Перелётные Закреплять и расширять
Рассматривание иллюстраций с
птицы»
представления о птицах: дать изображением птиц
представление о перелетных
Беседа «Почему птицы улетают в
птицах. Показать связь птиц со тёплые края»
средой обитания.
Просмотр мультфильма о птицах
Воспитывать у детей
«Серая шейка»
заботливое отношение к
Подвижная игра «Птички и кошка»
птицам
«Знакомство Уточнить представление детей Просмотр обучающего фильма
детей с почвой» о почве как о верхнем слое
«География для самых маленьких».
земли: «живая земля».
Беседа «почему нельзя загрязнять
Почему нельзя загрязнять
почву»
почву. Воспитывать у детей
Экспериментирование «Как
бережное отношение к природе передвигается вода в почве»
«Глина и
Познакомить детей с
Рассказ о свойствах земли и глины. Как
земля»
природными материалами –
используются эти природные
земля , глина. Учить
материалы.
сравнивать землю и глину.
Рассмотреть землю и глину. Чем они
отличаются.
Посадка комнатного цветка совместно с
детьми
Наблюдение за ним
«Ваза с
Продолжать знакомить детей
Беседа о свойствах глины
8
яблоками»
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя.
1 неделя
2 неделя
со свойствами глины.
Формировать представление о
её использовании.
Ноябрь
«Животные и Познакомить детей с птицами
птицы нашего и животными, которые
края»
обитают в нашем лесу.
Проявлять интерес к их образу
жизни. Отражать в игровой
деятельности некоторые
знания о повадках животных
«12 ноября – Познакомить
детей
с
Синичкин
многообразием пернатых.
день»
Научить выделять признаки
сходства и различия у птиц.
Формировать
понятия
о
происхождении
названий
некоторых птиц. Прививать
любовь и бережное отношение
к родной природе
«В гости к нам Обобщить знания детей о
зима идет»
временах года; учить видеть
характерные особенности
разных времен года,
воспринимать красоту
природы, замечать
выразительность образа,
настроения. Закреплять умение
воспринимать образ каждого
времени года стихах, рисунках,
создавать нужный пейзаж
«Путешествие Формировать представления
в зимний лес» детей о жизни животных в
холодный период. Учить
распознавать следы лесных
обитателей на снегу
Воспитывать любовь и
сочувствие к животным.
Декабрь
«Растения
Углублять знания детей о
зимой»
сезонных изменениях в
природе, зависимость
изменений в живой природе от
изменений в неживой природе.
Развивать познавательную
активность детей. Закреплять
разнообразие видов растений в
природе, их характерные
признаки, названия. Доступно
объяснить детям, почему
растениям под снегом теплее.
«Зимние
Уточнить и закрепить знания
явления в
детей о зимних явлениях в
неживой
неживой природе. Развивать
природе»
способность анализировать и
обобщать
9
Просмотр иллюстраций «Глиняные
изделия»
Лепка из глины «Ваза с яблоками»
(коллективная работа)
Рассматривание иллюстраций о жизни
животных и птиц сибирского региона
Дидактические «Найди детеныша для
мамы», « Помоги собрать малышей»,
Коммуникативные игры «Вам знаком
такой зверек?», «Кто в домике живет?»,
«Чьи следы?»
Рассказать историю возникновения
экологического праздника
Рассматривание иллюстраций с
изображением птиц
Прослушивание голосов птиц
Чтение стихотворения А. Яшина
«Покормите птиц зимой»
Чтение стихов - «Осень наступила»
Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н.
Некрасова, Фета, Е. Благининой, А.
Плещеева «Осенняя песенка
Беседа
Загадки
Дидактические игры «Подбери слово»,
«Угадай: какое время года»
Рассматривание иллюстраций «Лесные
животные»
Просмотр презентации о жизни диких
животных в лесу (чем питаются
животные зимой, способы
передвижения, места обитания)
Аппликация «Зайка серенький»
Рассматривание иллюстраций зимнего
пейзажа
Беседа «Для чего растениям снег»
Наблюдение за деревьями
Экспериментирование «Почему тепло
под снегом»
Дать определение понятию - зимние
явления
Беседа «Если на улице сильный мороз»
Работа с календарём природы
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
«Зимующие
птицы»
Учить распознавать зимующих
птиц по внешнему облику,
поведению, издаваемым
звукам. Показать сезонные
изменения в жизни птиц.
Закреплять названия
зимующих птиц.
Воспитывать любовь,
заботливое отношение к
птицам.
«Ёлочка –
Расширять представление
красавица»
детей о сосне, её полезных
свойствах. Воспитывать
бережное отношение к
растениям, стремление
заботиться.
Январь
«Зимние
Продолжать развивать
месяцы»
наблюдательность вызвать у
детей интерес к зимним
явлениям природы. Развивать
зрительную наблюдательность,
способность замечать
необычное в окружающем
мире и желание отразить
увиденное в своем творчестве
«Путешествие Познакомить детей с
на север»
животными холодных стран,
дать характеристику о
внешнем виде, жизни,
повадках
«Стайка
Расширять представления
снегирей на детей о многообразии птиц.
ветвях рябины» Учить выделять характерные
особенности снегиря.
Формировать желание
наблюдать за птицами,
прилетающими на участок
«В гости к деду Расширять представления
Природоведу» детей о зимних явлениях в
природе. Учить наблюдать за
объектами природы в зимний
период. Дать элементарные
понятия о взаимосвязи
человека и природы
Февраль
«Вода вокруг Формировать представление
нас»
детей о значении воды в нашей
жизни, где, в каком виде
существует вода в
окружающей среде.
Воспитывать бережное
отношение к воде.
«Речные и
Формировать представление о
морские
том, что камни могут быть не
10
Просмотр иллюстраций «Зимующие
птицы»
Рассказ о жизни птиц зимой
Беседа «Чем мы можем помочь птицам»
Изготовление кормушек
Дать понятие хвойные деревья
Беседа о сосне
Рассмотреть шишки и веточку сосны
Аппликация «Новогодняя красавица»
Беседа об изменениях в природе
Ведение календаря природы
Дидактическая игра «Назови
правильно»
Подвижная игра «Льдинки, ветер и
мороз»
Рассматривание иллюстраций «Жители
севера»
Дидактическая игра «Кто больше
назовет»
Просмотр видеоролика о жизни
животных
Загадывание загадок
Иллюстрации с изображением снегирей
на заснеженных ветках рябины.
Чтение стихотворения А. Прокопьевой
«Снегири»
Рисование «Снегирь на ветке рябины»
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Рассматривание иллюстраций и
фотографий с изображением зимних
пейзажей.
Наблюдение за птицами
Экскурсия на экологическую тропу
детского сада
Просмотр презентации «Вода в
окружающей среде
Рассказ о значении воды в нашей
жизни, о необходимости бережного
отношения к ней
Экспериментирование «Где вода?»
Рассмотреть камни речные и морские
Назвать их свойства и особенности
камни»
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
«Кто живёт в
реке»
только на земле, но и в реках и
в морях. Развивать у детей
познавательный интерес.
Развивать сенсорные
ощущения.
Познакомить детей с
представителями водных
животных. Показать их
особенности.
Совместное придумывание сказки «Как
камень из моря в детский сад попал»
Беседа, «Какие животные называются
водными»
Просмотр познавательного фильма с
Чевостиком «Кто живет в реке»
Аппликация «Рыбки в реке»
«Морские
Познакомить детей с водными Беседа «Моря бывают разные»
тайны»
ресурсами нашей планеты, его Рассматривание иллюстраций с
обитателях
изображение морей
Воспитывать любовь к
Рассматривание ракушек
природе, бережное отношение Коллективная работа «Изготовление
макета аквариума»
Март
«Почему белые Формировать представление
Демонстрационный материал
медведи не
детей о приспособлении
«Животные Севера»
живут в лесу» животных к жизни в
Видеофильм «Животные севера»
природных условиях.
Беседа «Почему белые медведи не
Обозначить закон природы: все живут в лесу»
животные живут в тех местах, Загадывание загадок
к которым они приспособлены
«Животные Дать первоначальное
Демонстрационный материал
жарких стран» представление о пустыне,
«Животные жарких стран»
растениях и животных
Прослушивание голосов животных
пустыни. Доступно рассказать Дидактическая игра «Кто лишний»
о приспособлении всего
Загадывание загадок
живого к погодным условиям Лепка «Слоненок»
пустыни. Обозначить закон
природы: все животные живут
в тех местах, к которым они
приспособлены
«Весенние
Учить детей замечать
Рассматривание иллюстраций по теме
явления в
увеличение дня и
«Весна»
неживой
укорачивание ночи, появление, Беседа «Признаки весны»
природе»
проталин и сосулек,
Сравнение признаков зимы и весны
взаимосвязь с живой природой. Чтение стихотворения Н. Родивилиной
Упражнять в сравнении
«Весне мы очень рады»
признаков зимы и весны.
«Как солнце Уточнить роль солнца как
Чтение и рассматривание иллюстраций
жизнь
источника света и тепла в
«География для малышей»
дает земле» жизни живых существ.
Просмотр мультфильма «Краденое
Развивать познавательный
солнце»
интерес
Рисование «Солнышко лучистое»
Апрель
«Огород
Показать зависимость роста
Беседа «Что нужно растению?»
на окошке» растений от условий.
Посадить лук, петрушку
Закреплять представления
Дальнейшие наблюдение и уход
детей о потребности растения в
почве, воде, свете, тепле.
Воспитывать ответственность
«Насекомые» Формировать представление о Просмотр иллюстраций «Насекомые»
жуках (майский, носорог,
Рассказ о том, какую пользу приносят
божья коровка); бабочках
насекомые
(капустница, крапивница).
Рассматривание коллекции насекомых
11
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
На доступных примерах
показать, что скрывается за
названием некоторых бабочек.
Показать пользу насекомых.
Воспитывать интерес и доброе
отношение к насекомым.
«Растения
Учить детей
весной»
наблюдательности: набухают
почки, появляются листья и
цветы, трава. Уточнить и
расширить знания детей о
разнообразии видов растений в
природе. Закреплять знание
названий растений. Развивать
способности анализировать и
сравнивать: дерево – куст, куст
– трава. Воспитывать
эстетическое отношение к
растениям
«Встречаем Совершенствовать знания о
птиц»
перелетных птицах. Уточнить
особенности строения птиц,
сезонные изменения в жизни
птиц (гнездование,
высиживание из яиц птенцов)
Первый прилет стрижей,
ласточек и т. д.
Май
«Мир
Расширять представления
комнатных
детей о комнатных растениях:
растений»
их пользе и строении. Учить
различать комнатные растения
по внешнему виду
«Человек –
Подвести к осознанию себя как
живой
живого существа, которое
организм»
имеет свои особенности и
потребности. Формировать
представление детей, о
некоторых органах человека, о
положительном и
отрицательном влиянии на них
«Цветущий Познакомить детей с
сад»
особенностями весеннего
состояния плодовых деревьев
(цветением). Продолжать
устанавливать связи между
изменениями условий
(тепло, свет) и изменением
состояния растений (рост,
цветение). Воспитывать
эстетические чувства
«Экологическая Приблизить детей к природе,
тропа»
учить общаться с ней, любить
ее. Уточнять, имеющиеся
знания об окружающей
природе.
12
Аппликация «Бабочка»
Наблюдение за деревьями.
Вспомнить названия
некоторых деревьев и кустарников
Работа с календарём природы
Дидактическая игра «Узнай по
листочку»
Рассмотреть иллюстрации птиц.
Вспомнить их названия
Загадать загадки про птиц
Беседа «Для чего нужен скворечник»
Игра с бумажными птицами
Работа в уголке природы
Рассматривание комнатных растений
Лепка «Фиалка»
Чтение стихов Т. Гениной «Герань», М.
Ферпер «Бегония»
Рассмотреть энциклопедию «Тело
человека»
Рассказ воспитателя о некоторых
органах человека
Беседа «Что для человека вредно, а что
полезно»
Наблюдение за яблоней.
Беседа «Почему цветут деревья»
(установить связь с погодными
условиями)
Работа с календарём природы
Чтение стихотворения Р.
Рождественского «Береги природу»
Целевая прогулка по экологической
тропе
Беседа «Что будет, если…»